Колледжи за бортом цифровизации

15 Июня 2020

Среднему профессиональному образованию дистант дался тяжелее всех – и не только потому, что многим навыкам «синих воротничков» трудно научиться онлайн. Этот сегмент остался вне зоны внимания как разработчиков цифровых решений, так и федеральных проектов. Специальные решения предлагали лишь единичные регионы и провайдеры. Избежать таких ситуаций в будущем – главная задача: и региональным властям, и самим колледжам нужен план действий на случай нового форс-мажора. Об этом пишут исследователи Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ в докладе «Система СПО в условиях пандемии: региональные практики», подготовленном на основе новостей в СМИ.

Так, одно из немногих решений предложили власти Московской области – почти полсотни образовательных организаций были подключены к платформе «Цифровой колледж Подмосковья». Показательно, что во время пандемии подмосковную платформу «экспортировали» в Санкт-Петербург, и в целом интерес к ней среди регионов оказался велик.

Еще в нескольких субъектах свои ресурсы и технологии внедрили издательства: в Якутии и Владимирской области они подписали договоры с региональными властями. Всё это было скорее исключением из правил: подавляющее большинство российских колледжей не использовали никаких спецпрограмм – только стандартный набор вроде Zoom и мессенджеров. Осложнила ситуацию и неразвитость инфраструктуры отдаленных территорий: в целом ряде случаев регионы сообщали об отсутствии стабильного интернет-соединения у студентов и преподавателей дома. 

плохой инет_1.jpg

Особо проблемным в этой ситуации стало прохождение практики и итоговая аттестация. Там, где студентов нельзя было отправить на производство, обходились обучающими видео. Аттестацию большинство регионов переносить не стало.

«Сегмент СПО рыночно не освоен, суммарное предложение онлайн-курсов и сервисов далеко не перекрывает актуальные потребности колледжей. Если сегодня каждая российская школа может, при наличии подготовленных учителей и технической поддержки, получить доступ к многочисленным онлайн-курсам по физике, математике и т.д., для российских колледжей это далеко не так», – заключают авторы.

Доклад Федора Дудырева, Алексея Шабалина и Ксении Анисимовой в текстовом варианте и в формате pdf доступен по ссылке.